Мир постепенно развивается, производится огромное количество товаров, оказывается неисчисляемое количество различных услуг, и это лишь часть направлений деятельности человека, постепенно превращающих нашу «зеленую» планету в комок мусора. Чтобы хоть как-то повлиять на сложившуюся в современном мире ситуацию, большинство стран повсеместно проводят реформирование для улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данные тенденции не обошли и нашу с вами страну. С 01.01.2019 года Россия перешла на совершенно новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Данная система основана на опыте зарубежных стран, где она была запущена в действие ранее и уже имелись начальные наработки. Что же из себя представляет новая система? Как правило, это организованная деятельность по сбору, обработке, обезвреживанию, транспортированию, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов. Для организации этой деятельности в большинстве, а с 2020 года во всех, субъектах России выбраны специальные организации, так называемые региональные операторы и подведомственные им операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Немного теории для большего понимания проблематики. Твердые коммунальные отходы - это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их эксплуатации физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых потребностей. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Ознакомиться с полным перечнем твердых коммунальных отходов возможно в Приказе Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
К сожалению, внедрение новой реформы прошло слишком форсировано. Правовая база по сегодняшний день до конца не в полной мере охватывает все аспекты вышеуказанного направления. Так для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения во всех населенных пунктах страны должны быть обустроены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с законодательством, именно с организованных мест (площадок) накопления и должен вести сбор региональный оператор. Здесь мы и натыкаемся на последствия форсирования введения реформы. По всей стране ситуация разная, возьмем данные по Ростовской области. В большинстве населенных пунктов на момент введения реформы организованных мест (площадок накопления) было или очень мало или совсем не было. Кто же ответствен за организацию площадок? На этом вопросе и начинаются первые проблемы. В законодательстве указывается, что для физических лиц места (площадки) накопления организовывается за счет регионального оператора, но только если в его тариф включены расходы на данную услугу. Также среди ответственных лиц указаны органы местного самоуправления, которые в том числе обязаны вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Существуют случаи, когда обязанность по созданию места (площадки) накопления возлагается на других лиц. К примеру, юридические лица имеют возможность самостоятельно организовать площадку накопления организации, но только на территории, принадлежащей данному юридическому лицу. В итоге все пришло к тому, что стали появляться стихийные свалки на территориях населенных пунктов, и региональным операторам пришлось оказывать услуги вне мест (площадок) накопления, чтобы хоть как-то справиться с ситуацией.
Чтобы понять из-за чего возникла данная проблема, стоит рассмотреть процесс организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Для всех площадок накопления отходов есть нормативно закрепленные стандарты, которые отражены в законодательстве в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Соответствие стандартов рассматриваются органами местного самоуправления, с привлечением соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Но если при работе с площадками общего пользования населения никаких проблем не возникает, то с юридическими лицами существует ряд проблем. Юридическим лицам разрешено самостоятельно создавать площадки накопления твердых коммунальных отходов на своей территории. При этом они обязаны соблюсти все санитарные нормы, подать заявку в органы местного самоуправления на включение их в реестр мест (площадок) накопления. С одной стороны, органы местного самоуправления обязаны проверять соответствие стандартам мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а с другой стороны, сталкиваемся с законодательством, защищающим права юридических лиц и
предпринимателей. Санитарные нормы были установлены еще во времена СССР, в силу действующего законодательства соответствие данным нормам не может проверяться органами местного самоуправления. Старые нормы использовать запрещается, а новые санитарно-эпидемиологические нормы на данный момент находятся на стадии разработки.
Таким образом, у нас образовался нерегламентированный сегмент проводимой реформы. В связи с этим региональные операторы при оказании услуг юридическим лицам часто сталкиваются с нефункциональными контейнерными площадками, что затрудняет их работу, а в дальнейшем ведет к ухудшению оказания услуг основному населению, в связи с высокой загруженностью работы. Все это лишь малая часть проблем возникших при введение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. А ведь мы коснулись только проблематике правового регулирования сбора твердых коммунальных отходов. Есть еще обработка, обезвреживание, транспортирование, захоронение, утилизация твердых коммунальных отходов. Все эти направления так же новы и плохо урегулированы.
Большая часть пробелов восполняется лишь в процессе практической реализации реформ. Поэтому остается лишь ждать, когда наша страна, наконец, сможет приблизиться к мировым стандартам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.