Совсем недавно для улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Россия перешла на совершенно новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Основой данной системы являются договорные отношения. Договорные обязательства состоят из разного рода элементов, а одним из наиболее важных элементов выступает предмет договора. В законодательстве нет, официального закрепленного, понятия предмета договора, поэтому его стоит искать в работах правоведов. Так, к примеру, некоторые научные деятели в качестве предмета возмездного оказания услуг предлагают закрепить отношения между исполнителем и заказчиком по поводу оказания услуг в некоторых определенных случаях или же при достижении конкретного результата деятельности.
Важность изучаемой темы определяется, в первую очередь, тем, что отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами на данный момент охватывают порядка двух третьих части потребительского сектора страны. При этом остается большой объем не урегулированных или противоречивых отношений на разных уровнях власти. Поэтому следовало бы дать более точные понятия основных элементов вышеуказанных отношений, в состав которых входит предмет договора.
Обращение с твердыми коммунальными отходами - это в первую очередь организованная деятельность по сбору, обработке, обезвреживанию, транспортированию, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов. Осуществляют данную деятельность специальные организации, так называемые региональные операторы и подведомственные им операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их эксплуатации физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых потребностей. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональные операторы оказывают услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами по цене установленной в соответствии единым тарифом на услуги регионального оператора. Данный тариф устанавливается региональной службой по тарифам субъекта Российской Федерации.
Для того чтобы понять, как производится расчет платы за услуги по сбору твердых коммунальных отходов требуется разграничить потребителей услуг на физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С физическими лицами всё просто. Они платят в соответствие нормативами накопления твердых коммунальных отходов в зависимости от количества временно или постоянно проживающих физических лиц в жилом помещение. Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся в равных условиях. Они обладают двумя способами учета объема, массы твердых коммунальных отходов. Учет ведется или в зависимости от объемов и количества контейнеров, используемых организацией, или от нормативов накопления, которые разнятся в зависимости от направления деятельности организации.
Как говорилось ранее, одним из способов учета объема твердых коммунальных отходов является использование нормативов накопления. Данные нормативы утверждаются Министерствами жилищно-коммунального хозяйства субъектов. Именно здесь и начинается проблематика.
Новая реформа вводилась форсировано, в связи с чем не все предварительные расчеты оказываются разумны. Проведем небольшие расчеты на примере нормативов накопления твердых коммунальных отходов Ростовской области. На практике часто встречаются такие случаи: «Небольшая организация, здание бухгалтерии, численность сотрудников 5 человек, осуществляют свою деятельность в здании площадью 250 км2. Нет своих контейнеров, поэтому учет возможен только по нормативу. Норматив накопления исчисляется в данном случае от площади здания. В итоге мы получаем данные, что 5 сотрудников за год образуют 55 м3 твердых коммунальных отходов. В данном случае цифра превышает реальные показатели накопления примерно в 7 раз.»
И это лишь пример из тысячи различных случаев. Таким образом следует сделать вывод, что на настоящий момент правовая база не соответствует реальному положению дел в обществе.
В связи с описанными проблемами возникает огромное количество досудебных и судебных разбирательств. Так как же защитить свои права в таком случае? На наш взгляд, приоритетной формой такой защиты выступает внесудебная защита. Как отмечается в научной литературе, досудебные способы защиты прав потребителей являются наиболее распространенными и предпочтительными для потребителей, что, прежде всего, связано с более быстрым и понятным механизмом их осуществления.
К досудебным способам защиты прав потребителей услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами можно отнести и претензионный порядок урегулирования споров. потребитель, в случае нарушения его прав имеет возможность до обращения с иском в суд обратиться в письменной форме с требованием (претензией) к администрации регионального оператора о добровольном устранении нарушения его прав, о перерасчете стоимости услуг. В случае неудовлетворения претензии или отсутствия ответа на претензию потребитель вправе обратиться в суд.
Вместе с тем, сфера оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами характеризуется тем, что значительные объемы оказываемых услуг не соответствуют требованиям качества. Поэтому защита прав потребителей услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - одна из важнейших проблем, которая требует всестороннего анализа.
Наиболее часто граждане Российской Федерации используют такой досудебный способ защиты своих прав, как обращение в государственные и муниципальные органы, которые, как правило, помогают урегулировать конфликты между региональным оператором и потребителем услуг. Как и региональные операторы государственные и муниципальные органы на данный момент осуществляют следующие виды деятельности по защите прав потребителей: прием и рассмотрение жалоб от потребителей услуг; рассмотрение жалоб, которые поступили из вышестоящих инстанций; консультирование и правовое просвещение потребителей и их родственников; выступление в средствах массовой информации руководителей указанных органов с информацией об их деятельности и деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.